Корпоративные тренинги продаж, разработка технологий продаж
Подписаться | Вход

Как Вы реагируете на проблемы?

Что Вы делаете и как себя чувствуете, когда попадаете в неожиданную и, может быть, неприятную для Вас ситуацию? Сейчас я имею в виду тот класс ситуаций, которые случаются неожиданно для Вас, влияют на Ваши планы, заставляют задуматься над их решением или ставят под сомнение правильность Ваших предыдущих действий.

Я наблюдал несколько моделей поведения, которые инициировались при попадании человека в такие ситуации.

1. Фокусировка на проблеме

Иногда, люди (почему-то) предпочитают фокусироваться на проблеме, обсуждать ее, жаловаться и причитать, вместо того, чтобы начать исправлять что-либо. Фокусируясь на проблеме, люди часто начинают еще больше в нее погружаться, и у них может сложиться впечатление, что она неразрешима. Этот фатализм может спровоцировать полный отказ от действий по исправлению ситуации и, зачастую, только усугубляет ее. Это может сопровождаться сильными эмоциями. В особо экстремальных ситуациях это может выражаться в наступлении ступора у человека, с который ее наблюдает. Основной симптом фокусировки на проблеме — ничегонеделание, плюс «прокручивание» проблемы (у себя в голове, в разговорах с кем-то и пр.) еще и еще.

2. Самозащита

Второй тип реагирования на непростые ситуации — самозащита. Проявляться она может в обвинении кого-либо в том, что эта ситуация произошла. Человек может доказывать, что это не его вина, или, наоборот, берет всю вину на себя, взывая тем самым к жалости других людей. Часто, люди начинают искать виноватого и обвинять кого-то в том, что произошло:

  • «Это Ты первый начал»
  • «Это не я!»
  • «Я бы сказал, что причины данной ситуации лежат за пределами моей компетенции»
  • «Это все равно бы случилось, рано или поздно!»

Все эти типы поведения направлены на то, чтобы снять с человека ответственность за происходящее.

3. Фокусировка на решении проблемы

Это третий тип реагирования на «проблемные ситуации». Основное в нем то, что человек вместо того, чтобы заниматься самозащитой или фокусироваться на проблеме, начинает думать о том, как можно решить данную ситуацию. Это может быть выражено, например, в конкретных действиях, которые совершает человек, чтобы исправить то, что произошло. Так же, для этого типа характерно делегирование. Типичные фразы, по которым можно узнать этот тип реагирования:

  • «Хорошо, давайте подумаем, что тут можно сделать»
  • «Мне кажется, что Вы сможете решить эту проблему»
  • «Вопрос может решиться сам собой»
  • «Я сделаю все, что смогу»

Эти три типа реагирования, естественно, не отображают все многообразие человеческих реакций на проблемные ситуации, однако, для начала, Вы можете использовать данную классификацию как основу для своих дальнейших исследований в этой области.

© Михаил Графский

Хотите получать новые статьи на почту или читать их в RSS? Подпишитесь! Вы так же можете следить за твиттером Михаила Графского.
Метки: ,

Оставить комментарий