Корпоративные тренинги продаж, разработка технологий продаж
Подписаться | Вход

Искажения восприятия. Как их предотвратить?

Искажение восприятия

В эти выходные был в Киеве — проводил тренинг. Во время прогулок по городу мы с супругой зашли в супермаркет и решили купить что-нибудь для обеда. Меня сразу соблазнила упаковка вареников с сыром, которую мы и купили. Потому, что я очень люблю сыр, и потому, что вареники с сыром я никогда до этого не пробовал. В общем — купили, представив себе то, как вкусно пообедаем новым для нас блюдом.

Когда мы их сварили, то оказалось, что вареники были с творогом! И только после этого я догадался (а потом подтвердил свои догадки), что слово «сыр», как я его прочитал и перевел с украинского, означало ни что иное как «творог». Так я начал учить украинский. А вареники оказались все равно вкусными.

Случай с варениками с сыром показался мне весьма иллюстративным к тому, что обычно происходит в головах у людей, которые пытаются построить эффективную коммуникацию, когда один из них имеет в виду одно, а другой понимает совершенно другое. Ниже я постараюсь описать основные причины того, почему возникают искажения восприятия.

  1. Недостаток вводной информации. Такое бывает, что один человек гораздо лучше подготовлен по какой-либо теме, нежели его собеседник. Это в принципе нормально, однако, искажение восприятия может возникнуть, когда первый начинает подразумевать то, что его собеседник находится на таком же уровне компетентности, как и он, говоря на какую-либо тему, не разъясняя основ, на которых эта тема строится.
  2. Отсутствие проверки обратной связи. Часто искажения восприятия неминуемы только из-за того, что один человек не учитывает обратную связь от собеседника, просто выдавая тому информацию, надеясь на то, что он его поймет правильно.
  3. Разное чего-либо. Искажения порождают искажения. Если один человек понимает что-либо не так, как другой, и они изначально не договариваются о том, как они будут понимать это, то они либо вернутся к выработке общего мнения позже, либо (если до этого не дойдет) сформируют множество искажений восприятия друг у друга, и потом сильно удивятся тому, что по-разному понимали одно и то же.

Способность доносить до другого человека свое видение чего-либо — великое искусство. Люди устроены так, что НИКОГДА в полной мере не поймут других людей. Однако, можно свести искажения восприятия к комфортному минимуму, позаботившись об этом заранее.

© Михаил Графский

Статьи в тему:

Хотите получать новые статьи на почту или читать их в RSS? Подпишитесь! Вы так же можете следить за твиттером Михаила Графского.
Метки: ,

5 комментариев на “Искажения восприятия. Как их предотвратить?”

  1. Алексей К. пишет:

    Метамодель для сбора инфы, милтон-модель для урегулирования эмоций от применения метамодели на живом человеке, калибровка для ОС. На первый взгляд кажется, что этого достаточно для чистоты восприятия

  2. В идеале, конечно, иметь эти навыки обоим участникам коммуникации. Источнику сообщения и его получателю.

  3. Никита пишет:

    Достаочно ценные и понятные сведения из психолингвистики. Я как раз сейчас занимаюсь подобным вопросом=)...

  4. Рад, что мои заметки полезны )

    Обращайтесь!

  5. Сергей пишет:

    А еще бывает, что люди не слышат своего собеседника. И получается, что они разговаривают каждый на свою тему. Это будет похоже на то, как если бы Вы покупали вареники с творогом (зная, что они с творогом), а Вам продали бы с картошкой, уверяя, что они как раз с Творогом.

Оставить комментарий