Корпоративные тренинги продаж, разработка технологий продаж
Подписаться | Вход

Договаривайтесь с умом! (1 часть)

У Вас когда-нибудь возникало ощущение того, что Вас не понимают? Вы говорите что-то человеку, пытаетесь переформулировать мысль, сказать по-другому, но результат тот же — непонимание. Вам это знакомо? А еще, наверняка у Вас бывает, что Вам пытаются объяснить что-то но Ваш мозг как-бы сопротивляется тому, чтобы понять смысл сказанного человеком.

Это происходит из-за того, что каждый человек воспринимает этот мир сквозь призму своих «фильтров восприятия». И в результате этого, у каждого получается своя картина мира. Отличная от картин других людей. С одной стороны, в результате этого,  мы получаем разнообразие взглядов на этот мир и жизнь в нем, но с другой стороны мы имеем дело с непониманием друг-друга. Давайте разбираться.

Как происходит формирование картины мира? Допустим, есть елка. Настоящая живая зеленая елка в лесу. Та елка, которая существует в этом мире независимо от того, видим мы ее или нет. Получается так называемая «елка в натуре». :)  Дальше, как только мы начинаем с ней взаимодействовать, через наши фильтры восприятия, то наш мозг, с их помощью, тут же начинает искажать, опускать и обобщать информацию. Например, наш глаз видит только в достаточно узком спектре. Он даже так и называется — «видимый спектр». Ухо тоже воспринимает не все звуки, ограничивая нас от ультразвуков и инфразвуков. А тактильные рецепторы, в свою очередь, не дают нам почувствовать сверхмалые воздействия. Таким образом формируются нарушения информации на уровне анализаторов. Дальше — больше. Мозг, получая сигналы от анализаторов тоже их обрабатывает, формируя целостное елки. В результате мы имеем в своей голове елку, которая имеет с «елкой в натуре» не сильно много общего! А потом, мы пытаемся облечь наш образ елки в слова. И называем ее: — «Елка!».

Я написал слово «Елка» несколько раз на протяжение первых абзацев. Вы читали это слово. Подумайте, как Вы воспринимали эту «елку»? Она для Вас была просто словом, смысл которого Вы понимаете, или Вы представляли себе некую елку, которую видели когда-то в своей жизни? Скажу сразу: скорее всего имели место оба этих процесса, потому, как для того, чтобы понять смысл слова, мозгу необходимо вернуться к той ячейке памяти, в которой содержится опыт, связанный с этим словом. Каждый из нас обращается к своей ячейке. К своему опыту!

Хорошо, что мы с Вами (как взрослые, умные и, во многом, серьезные люди) понимаем ЧТО я имею в виду под словом «елка». Я верю в то, что большинство людей видели это растение хотя бы пару раз в жизни. Это просто. Относительно елок наш опыт примерно одинаковый. И потом, разбираться в елках не так важно, как, скажем, в том, как зарабатывать деньги, строить семью, продавать, лечить людей, делать бизнес (нужное — подчеркнуть). Ну подумаешь, елка! То ли дело, скажем, маркетинг или семья! :)

Когда дело касается тем, которые требуют от нас интеллектуальных усилий более высокого уровня, нежели просто представить елку и рассказать о ней, то тут возникает еще больше непонимания между людьми. Почему так? Потому, что каждый обладает своим неповторимым опытом, накопленным в прошлом. И этот опыт иногда не позволяет нам выходить за его границы.

Возьмем старый и широко известный пример с картинкой, на которой изображена старуха. Прежде чем читать дальше, посмотрите, пожалуйста, на эту старуху внимательно. И чуть позже я предложу Вам поисследовать это изображение.

 девушка или старуха?

Посмотрели? А теперь скажите, эта старуха Вас ничем не удивила? Например тем, что ей максимум 25 лет? Посмотрите на нее еще раз и постарайтесь увидеть молоденькую девушку, которая отвернулась от Вас и смотрит влево. Смотрите до тех пор, пока не перестанете видеть старуху и не увидите девушку. :)

Это известный эксперимент. Если Вы ни разу не видели эту картинку, то можно считать, что мне повезло. Однако, я бы хотел на этом примере проиллюстрировать силу установок, которыми обладает наш прошлый опыт. Обычно, если попросить человека не знающего про эту оптическую иллюзию, увидеть или девушку или старуху, то этот человек с 90%-ной вероятностью увидит именно то, что его попросили увидеть. Если, конечно, это не мальчик-подросток, который даже глядя на кирпич думает «о бабах». :)

Этот пример создания установки можно экстраполировать на весь прошлый опыт, который содержит в себе множество «фильтров восприятия», к которым можно смело отнести, например, знания, убеждения, эмоциональное состояние и ценности.

Итак, все, что содержится в опыте определяет наше поведение. Хотим мы этого или нет. Поэтому, иногда бывает сложно договариваться с другими людьми и понимать их.  Сказывается разное восприятие одних и тех же фактов, людей, событий и вообще окружающего мира.

Немного позже, в другом посте, я закончу свою мысль. И во второй части «Договаривайтесь с умом!» я напишу как использовать особенности человеческого восприятия для того, чтобы еще лучше понимать других людей. И о том, как можно тренировать свой мозг понимать и быть понятым.

Михаил Графский

Рекомендую к прочтению:

«Эффективный Человек». «Разрешите с Вами поговорить».

Татьяна Никитина. «Преодолевая страх».

Хотите получать новые статьи на почту или читать их в RSS? Подпишитесь! Вы так же можете следить за твиттером Михаила Графского.
Метки: , ,

3 комментария на “Договаривайтесь с умом! (1 часть)”

  1. [...] в Delicious Вот тут я начал писать о том, откуда берутся непонимания. [...]

  2. Анастасия Мохнаткина пишет:

    Минут через 10 тщательного рассматривания наконец углядела старуху)))

  3. Keyna пишет:

    И я старуху не увидела)))

Оставить комментарий